Реклама:
Закон Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» и Постановление КМУ «Об утверждении Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по медицинской практике» разрешают частную практику медицинским работникам с образованием младшего специалиста (то есть после окончания медицинского колледжа).
Но несмотря на большой спрос на услуги по уходу и медсестринские услуги, частная медсестринская практика до сих пор является редким явлением в украинской действительности. Юрист в сфере медицинского права Александр Явтушенко объясняет, как открыть ФЛП и получить лицензию на медсестринскую деятельность.
Когда медсестра или медбрат, которые работают в больнице и не имеют отдельной лицензии на медицинскую деятельность, договариваются с пациентами предоставлять им определенные услуги на дому, эти услуги являются нелегальными. Но на практике я никогда не сталкивался с тем, чтобы медсестра (медбрат) самостоятельно открывала фирму (ФЛП или юрлицо) и получала на неё лицензию. Зато распространена практика, когда медицинское учреждение открывает для своих сотрудников ФЛП, помогает им в получении лицензий, и на основании таких лицензий медсестры оказывают услуги в клинике. Обычно такое сотрудничество осуществляется на основании договора аренды (кабинета) между медсестрой и соответствующим медицинским центром. Медсестра (медбрат) арендует в медцентре кабинет, и в этом кабинете предоставляет свои услуги. Такая практика распространена в стоматологической и косметологической сфере.
По моему мнению, малая распространенность официальной зарегистрированной частной медсестринской практики связана не с юридическими препятствиями, а с финансовым фактором, поскольку открытие даже какого-то небольшого медицинского кабинета требует определенных инвестиций. Медицинские работники редко обладают глубокими экономическими и юридическими знаниями. Поэтому для открытия собственного дела им приходится привлекать специалистов из этих сфер, а в общественном сознании привлечение юриста— это всегда дорого. Также нужны расходы на аренду помещения (но не на все виды медсестринской деятельности), оборудование, рекламу.
Предоставление медицинских услуг требует лицензирования. Это предусмотрено Законом Украины о лицензировании и Постановлением Кабмина от 2 марта 2016 г. № 285. Там указано, что лицензиат проводит медицинскую практику по врачебным специальностям и специальностям младших специалистов с медицинским образованием. Сейчас в Украине существует 14 таких специальностей, это в частности медицинская сестра, операционная сестра, акушерка, рентгенолог и т.д.
Для начала деятельности и получения лицензии медсестры/медбратья должны пройти такую же процедуру, как и врачи.
Шаг 1. Открытие ФЛП. Это можно сделать с помощью онлайн-сервиса государственных услуг «Дія», в местном центре предоставления административных услуг или у нотариуса, уполномоченного на осуществление функций государственного регистратора. Процедура оформления ФЛП длится около 10 минут, а из документов необходим только паспорт гражданина Украины и регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика. Важно предварительно определиться, какую деятельность вы будете осуществлять, а именно— выбрать нужные коды из Классификатора видов экономической деятельности — КВЭДы.
Хотя «чистого» медсестринского КВЭДа не существует, есть приближенные к нему, которые подходят для медсестринской деятельности. Для частной медсестринской практики рекомендую выбрать два КВЭДа — 86.90 «Другая деятельность в сфере охраны здоровья» и 88.10 «Предоставление социальной помощи без обеспечения проживания престарелым и инвалидам». При необходимости можно добавить новые или изменить существующие КВЭДы позже. Онлайн такая услуга является бесплатной.
Шаг 2. Выбрав КВЭД, необходимовыбрать систему налогообложения. Мы рекомендуем 3 группу, которая не ограничивает предоставление и получение услуг. Для 3 группы доступны две опции налогообложения: 3% от дохода+НДС или 5% от дохода. Систему налогообложения ФЛП выбирает по своему усмотрению, однако для частной медсестринской практики рекомендуем выбрать 5% от дохода без НДС. Дополнительно оплачивается единый социальный взнос (по состоянию на август 2021 года это 1320 гривен ежемесячно).
Шаг 3. После регистрации ФЛП необходимооткрыть счет в любом отделении любого банка, куда будут поступать средства на оплату труда.
Шаг 4. Для частной медсестринской практики необходимополучение лицензии. Для ее получения необходимо подать заявление в Министерство здравоохранения.
Если планируется предоставлять услуги в отдельном помещении, информацию о нем нужно заполнить в ведомости субъекта хозяйственной деятельности о состоянии материально-технической базы. Оно должно соответствовать требованиям, указанным в лицензионных условиях и в государственных строительных нормах. Некоторые виды помощи, а именно «помощь в прохождении медицинской реабилитации» и «выездную (мобильную) консультативно-диагностическую помощь» можно предоставлять без отдельного помещения— по месту жительства пациента.
Законодатели в документах не дают определения услуге «помощь в прохождении медицинской реабилитации», а классификатор медицинских услуг, утвержденный МОЗ, сейчас имеет лишь рекомендательную функцию. Следовательно, любая услуга, которая обоснованно считается реабилитационной может предоставляться на дому, если иное не предусмотрено клиническими протоколами.
Также к пакету документов при необходимости прилагаются документы о наличии персонала с указанием его образовательного и квалификационного уровня и описание документов, приложенных к заявлению. Все эти документы нужно направить в МОЗ по почте, лично или в электронном виде.
Шаблоны документов можно скачатьна сайте Министерства здравоохранения.
Шаг 5. Уплата государственной пошлины для регистрации и выдачи лицензии — она равна прожиточному минимуму для трудоспособных лиц. По состоянию на август 2021 года это 2379 гривен.
Шаг 6. В течение месяца с даты подачи документов и уплаты пошлины Министерство здравоохранения должно выдать лицензию, но фактически срок может затянуться. Раз в несколько месяцев Министерство здравоохранения публикует приказ с переченем субъектов хозяйствования, получивших лицензию на медицинскую практику. В случае нарушения требований к лицензии (например, в отношении помещения) в выдаче лицензии может быть отказано. После исправления ошибок заявление на лицензию можно подавать снова.
Шаг 7. После получения лицензии можно начинать работу.
Шаг 8. Вы должны сообщать МОЗ о существенных изменениях в работе, например изменении адреса, приёме на работу новых сотрудников, покупке медицинского оборудования. Это можно делать любым удобным для лицензиата образом (передать лично или курьером, почтовым отправлением или в электронном виде) в месячный срок со дня наступления таких изменений. В сообщении указываются только те сведения, которые изменились.
Шаг 9. При выборе упрощенной системы налогообложения (3 группа, 5% от дохода)каждые три месяца нужно подавать налоговую декларацию плательщика единого налога и ежегодно подавать отчет по единому социальному взносу.
Министерство здравоохранения может проводить плановые проверки деятельности ФЛП, например, в случае получения жалоб от пациентов, и внеплановые проверки медицинской деятельности. График плановых проверок на год утверждается указом МОЗ в предыдущем году, о внеплановых предупреждают как минимум за 4 дня до начала проверки. Если во время проверок будут найдены нарушения (например, вы не сообщили об изменениях в медицинском оборудовании или о новых работниках), то лицензию могут приостановить до исправления нарушений или аннулировать. Также МОЗ может наложить на лицензиата штрафы— их размер составляет до 10 000 гривен. Однако на моей практике МОЗ ни разу штраф не накладывал— обычно они просто выносят предупреждение и просят исправить ошибку.
Александр Явтушенко, Ксения Алеканкина, Вера Иванчук, https://voxukraine.org
Дата публікації: 01.01.2024
Публікацію перенесено на новую страницу.
Statistics: 227