Реклама:
Синдром выученной беспомощности можно наблюдать у многих детдомовских детей. Их поступки не ведут ни к каким последствиям, они не способны влиять на свою жизнь.” Схожие эффекты наблюдают у детей в обеспеченных семьях, где оба супруга «с утра до ночи заняты бизнесом».
Не удается прекратить неэффективную деятельность, или наоборот совершить прорыв для изменения нынешней ситуации, ребенок вдруг стал не инициативным и ничего не хочет, а иногда совершает серьезные негативные поступки!?
Наличие выученной беспомощности у человека можно достаточно легко определить на основе слов - маркеров, употребляемых в речи.
К таким словам относятся:
За всеми этими словами, скрывается отсутствие позитивного опыта, неверие в собственные силы, тревога и страх неудачи, отсутствие позитивного прогноза и неверие в то, что возможно иное решение ситуации.
Беспомощность часто маскируется за различными состояниями, которые идентифицируют как нечто иное, например, как чувство усталости, злости, апатии. Поведение людей в состоянии выученной беспомощности может быть диаметрально противоположным. Многочисленные исследования показали, что выученная беспомощность легко вырабатывается не только у собак и людей, ее можно выработать у птиц, рыб, и даже тараканов и улиток... Ну и конечно, у нас и наших детей.
Сегодня выученная беспомощность считается психозом, от которого страдает от 10 до 20% населения в разных странах.
Психологи сходятся в том, что для появления выученной беспомощности достаточно одной из трех ситуаций, повторяющихся постоянно:
Проявляется выученная беспомощность у людей, почти так же как у всех животных: псевдоактивность (активность, не приводящая к реальным результатам) либо отказ от деятельности (пассивность, апатия), ступор (заторможенность), деструктивное поведение (в том числе агрессия, направленная на себя), смещение на псевдоцель (вместо подготовки уроков – поесть сладкое или убраться в комнате). Вполне логично предположить, что синдром выученной беспомощности можно наблюдать у многих детдомовских детей. Зачастую, их поступки не ведут ни к каким последствиям, они не способны влиять на свою жизнь.” Но как ни парадоксально, схожие эффекты наблюдают у детей в очень обеспеченных семьях, где оба супруга «с утра до ночи заняты бизнесом».
Синдром выученной беспомощности обнаружили вовсе не психологи, а физиологи. Началось все с известного каждому школьнику Ивана Петровича Павлова. Он не только изучал пищеварительные рефлексы на собаках, но и разработал методику, при помощи которой у них можно искусственно вызвать невроз. Самым простым способом оказалось неизбежное наказание за заведомо невыполнимое задание.
Американский психолог, основоположник позитивной психологии Мартин Селигман тоже занимался неврозами и неконтролируемым стрессом (стрессом, которого мы не можем избежать, приспособиться к его воздействию и даже предсказать начало и конец испытания). Он тоже проводил серию экспериментов над собаками по выработке условного рефлекса в соответствии с классической схемой Павлова.
Селигман пытался закрепить чувство страха от громких звуков. Для этого собак, вслед за громким звуком, подвергали несильным, но чувствительным ударам электрического тока. Предполагалось, что спустя некоторое время собаки будут реагировать на звук так же, как они реагировали на электрошок - выскакивать из ящика и убегать. Но эксперимент дал совершенно неожиданные результаты. Вместо того чтобы выпрыгнуть из ящика, собаки ложились на пол и скулили!
Селигман предположил, что собаки, не имея возможности избежать ударов тока, «научились беспомощности».
На столь неожиданных для того времени выводах ученый не остановился, он продолжил изучение выученной беспомощности у собак. Селигман разделил испытуемых животных на три группы:
Когда всех собак после предварительных испытаний поместили в ящик, из которого они легко могли выбраться, убежали только собаки первой и третьей группы. Испытуемые второй группы жалобно скулили, лежа на полу, и получали все более и более чувствительные удары, но не предпринимали попыток избежать наказания.
Если такая постановка вопроса кажется вам слишком жестокой, вспомните о жизни наших первоклашек…
Зачастую, они еще физиологически не могут выполнять все выдвигаемые им требования. С чего начинается первый класс? «Сели ровно, руки на парту перед собой, не крутитесь, слушайте учителя». То есть ребенку предельно выключают систему непроизвольного внимания и включают систему внимания произвольного, которая у него еще слабо развита в силу возраста. Если попросить нас взлететь, хотя бы на пару сантиметров, это, наверное, будет равнозначно тому, что учитель требует от ребенка.
Изучать феномен выученной беспомощности на людях впервые начал американский психолог Дональд Хирото. Собственно, он фактически повторил второй эксперимент Селигмана: три группы испытуемых, которые могли или не могли отключить неприятный высокий звук. Испытуемые должны были опустить руку в ящик: когда они касалась его дна, раздавался противный звук. Если испытуемые касались противоположной стенки - звук прекращался. Участники второй группы, первоначально зависевшие от действий первых подопытных, не предпринимали никаких попыток отключить звук: они сидели и безропотно ждали, когда же он прекратится.
Гораздо более гуманен, но не менее интересен эксперимент американских психологов Эллен Лангер и Джуди Роден. Они работали с людьми преклонного возраста в частной лечебнице. Фактически, условия содержания у двух групп пожилых людей были одинаковыми. Но первой группе позволили выбрать на завтрак омлет или яичницу (вторая группа питалась по заранее расписанному меню), выбирать фильмы, которые они будут просматривать два раза в неделю (вторая группа тоже смотрела фильмы, но выбранные специалистами), самим ухаживать за комнатным растением (у второй группы за растением ухаживала медсестра). Результат оказался удивительным. Через 18 месяцев тесты показали, что первая группа ощущает себя более счастливой и активной, и в ней объективно снизилась смертность...
Немецкий ученый Юлиус Куль пошел еще дальше. Он проводил эксперименты на своих студентах. Куль предлагал различные интеллектуальные задачи, не все они имели решение (о чем студенты, конечно же, не знали). Более того, ученый делал весьма нелицеприятные замечания об интеллектуальных способностях своих подопечных. Под конец студентам давали действительно простую задачу, но с ней справиться они уже тоже не могли... История умалчивает о судьбе студентов, но для изучения выученной беспомощности эксперимент имел огромное значение. Неконтролируемый стресс и выученная беспомощность
У животных неконтролируемый стресс приводит к состоянию выученной беспомощности. В 1913 году наша соотечественница Наталия Шенгер-Крестовникова провела эксперимент: учила собаку различать круг и эллипс. Круг поощрялся едой, эллипс – нет, и собака очень быстро стала отличать их друг от друга. Но потом Шенгер-Крестовникова принялась видоизменять эллипс, приближая его вид к виду круга. Когда различие сделалось трудно определяемым на глаз, собака перестала дифференцировать эти стимулы и две недели пыталась понять, когда ей дадут еду. В результате животное заработало, как тогда говорили, невроз, а сегодня мы называем это выученной беспомощностью. Собака постоянно лежала, потеряла аппетит, у нее ухудшились когнитивные показатели, она забыла все, чему до того научилась. Очень похоже на симптомы депрессии у человека. Что интересно: собака не испытывала физических страданий, голода, боли. Она пыталась понять закономерности, а ей это не удавалось. Кстати сказать, у животных есть потребность улавливать эти закономерности. Но это уже скорее относится к теме интеллекта животных.
Длительный опыт поражения при социальных контактах – очень интересная модель депрессии, ее автор – Наталья Кудрявцева. Мыши очень драчливы по своей природе. Наталья Николаевна подсаживала победителей поединков среди двух самцов к проигравшим, таким образом у нее получалась группа особей, в течение продолжительного времени терпевших поражения. У них также развивалось состояние выученной беспомощности, имевшее все признаки депрессии у человека. Это напоминает эндогенную депрессию как результат стресса повседневности. Депрессии делятся на реактивные и эндогенные. В случае реактивной можно выделить событие, ставшее спусковым механизмом развития депрессии: какая-то личная катастрофа, потеря, даже увольнение. Но часто при опросе больного такого события не обнаруживается, и тогда депрессию считают эндогенной. Но откуда она берется? Чаще всего это реакция на накопление стресса повседневности, он формируется в результате мелких неприятностей, происходящих в огромном количестве. Окружающие удивляются: вроде у парня все было хорошо, с чего бы это он попытался покончить с собой?
Еще одно опасное следствие неконтролируемого стресса – повышение управляемости отдельной личности и целых коллективов. В этом случае стресс, конечно, создается искусственно, потому что управляемость для любого руководителя, будь то начальник или глава семьи, это главное достоинство человека.
Есть притча: тиран спросил совета у более опытного коллеги – как не потерять власть? Совет заключался в том, чтобы уничтожить всех выдающихся людей на подвластной территории, не имеет значения, в чем именно они являются выдающимися, – все они плохо управляемы в силу высокой самооценки, имеют свое мнение и не склонны воспринимать указания начальства как аксиому, подвергают их сомнению. Метод эффективен, но есть и недостаток: быстро возникает дефицит специалистов. Поэтому часто используют другую технологию – искусственно создается ситуация непредсказуемости, что приводит к выученной беспомощности и подавлению воли.
Как этого добиться? Очень просто. В любой религии существует понятие греха, неправильных действий, за которые человек будет наказан. Грехом объявляется все, что приносит удовольствие, в первую очередь, конечно, секс, но даже и смех, шутки. А у нас есть потребность в развлечении. И вот так каждый человек оказывается в ситуации, которой невозможно избежать: есть потребность в сексе, в смехе, но все это наказуемо. Осознание собственной греховности давит на психику.
Другой вариант – государство скрывает законы от граждан. Император Гай Калигула очень долго не обнародовал законы о налогообложении, а когда все же опубликовал, то написаны они были так мелко и повешены так высоко, что прочесть оказалось практически невозможно. И вот так все, кто был связан с торговлей, попали в ситуацию полной неопределенности – платить-то налоги надо, а как, никто не знает. Это было сделано, конечно, намеренно..
Самый яркий пример использования этой технологии в больших масштабах – это так называемые трудовые лагеря нацистской Германии. Это не концентрационные лагеря, не лагеря уничтожения. Туда попадали граждане Германии, проявлявшие некоторое вольнодумство, их там перевоспитывали, потому что «труд освобождает». Но это был труд иррациональный: вырыли канаву и тут же ее зарываем. Постоянно менялись правила – вчера сюда можно было ходить, а сегодня за это наказание – карцер. Много там всякого было, и через несколько месяцев человек выходил, полностью лишенный собственных волевых импульсов, он переставал обсуждать приказы, предпочитая повиноваться сразу. Среди заключенных оказался профессиональный психолог Бруно Беттельхайм. Он быстро вычислил метод создания неконтролируемого стресса для подавления воли и назвал это формированием детского мироощущения – для маленького ребенка действительно успешная стратегия поведения – полное послушание. Ребенок не может сформулировать и понять, почему на стул забираться можно, а на подоконник нет. Поэтому естественно сначала спросить у мамы, можно ли, а потом действовать.
Беттельхайм провел в лагере девять месяцев, но довольно скоро нашел способ сопротивления: делать все, что не запрещено. Это смещенная активность: ты не можешь сбежать из лагеря, не можешь предсказать ситуацию. Не запрещено чистить зубы – делай это, потому что это ТЫ так решил.
Этот метод смещенной активности и используется для предотвращения вредных последствий неконтролируемости.
А мы с ними встречаемся очень часто. Именно поэтому на работу предпочитают брать людей до тридцати – в сорок лет специалист будет претендовать на собственное видение с большей вероятностью и не станет слепо следовать указаниям руководства. А молодого сотрудника ставят на место очень быстро, поместив его в ситуацию неконтролируемого стресса, например, давая задание, которое невозможно выполнить. Вот вам и выученная беспомощность.
В школе учителя делают то же самое. Если ребенок, что наказывается, шалун, мешает, его можно вызвать к доске и задать ему вопрос, к которому он явно не готов, – «опять двойка» и подавленность. Ребенок действительно начинает меньше вертеться. Еще один пример – переучивание левшей.
Как объяснить ребенку, что надо держать ручку или вилку в той руке, в которой держать их неудобно? Никак, только путем подавления воли. Среди переученных левшей очень много людей безынициативных. Это результат такого подавления.
Семейные отношения. Почему-то принято считать «Укрощение строптивой» веселой комедией. Перечитайте – ничего веселого. Он морит ее голодом, говорит нелепости, заставляет поступать по-дурацки, в итоге строптивая Катарина превращается в покорную жену. С этим мы сталкиваемся не только в литературе. Например, муж полностью обеспечивает жену, не пускает ее на работу, дает ей деньги, но требует предъявления всех чеков. Формально поводов жаловаться нет, да и муж вроде бы прав, он же зарабатывает. Но необходимость постоянно давать отчет приводит женщину к психическим расстройствам.
Заботливые родители – это замечательно, удобно детям и спокойно взрослым, но постоянный контроль воспринимается детьми крайне негативно. Гиперконтроль со стороны взрослого ставит ребенка в неконтролируемую ситуацию, где родители опережают все его желания и стремления. Как в одном фильме: дети выпрашивают у матери котенка, а она не разрешает. Они экономят деньги на завтраках и покупают его сами, мать выбрасывает котенка на улицу. В финале дети приходят домой, а мать встречает их с котенком, по задумке авторов, это такой мажорный аккорд, все якобы хорошо. Но на деле мать просто показала детям, что от них ничего не зависит, их желания не имеют значения, только она может решать. Дети в таких ситуациях неосознанно применяют метод смещенной активности. Именно это часто лежит в основе преступлений, совершаемых подростками. Никакой корысти – семья обеспеченная, можно сказать, благополучная. А подросток идет грабить ларек. Почему? Взломать ларек – это собственное решение, а не решение родителей, вот почему. Это субъективизация контроля.
В этом же заключается причина капризов животных. Да, хозяин определяет, когда гулять, куда идти. Но иногда умная собака вдруг выскакивает на проезжую часть, хотя прекрасно знает, что это запрещено и опасно. Думаю, механизм тот же.
Субъективизация контроля благотворна, что подтверждают и лабораторные эксперименты. Крыс привязывали за лапки, растягивали на спине и оставляли в таком положении на полчаса. Конечно, животные испытывали огромный стресс. Но половине предлагалось грызть палочку, и у этих особей проявления стрессорных реакций были куда менее выраженными. Животное не могло избавиться от этой позы, но оно смещало активность, грызя карандаш.
Другой пример: если крысу поместить в условия, когда ее внезапно и с непредсказуемой периодичностью будет бить током, у нее сформируется выученная беспомощность. Но если посадить в клетку двух крыс, этого не произойдет, потому что они будут драться друг с другом, проявляя таким образом свою волю. Возможно, этим объясняется насилие в местах лишения свободы.
Уйти от негативного воздействия неконтролируемого стресса на психику можно, выбрав смещенную активность. Популярность компьютерных игр отчасти вызвана потребностью компенсировать социальные поражения востребованностью в каких-то других сообществах. И это личный выбор – не просто терпеть, а чем-то заниматься.
Выносить духоту и давку гораздо проще, если вы что-то делаете: сочиняйте стихи, переводите анекдоты, решайте задачи. Тогда эта тягостная ситуация, которой невозможно избежать, будет переноситься куда проще.
Да, к стрессу нельзя подготовиться. Но один стратегический метод есть, и это образование. Американцы проводили такое исследование: кто лучше приспосабливается к условиям войны, которые, конечно, сильно отличаются от привычных нам. Выяснилось, что это люди с высшим образованием. Их результаты куда лучше, чем у людей с криминальным прошлым, что, казалось бы, противоречит житейской логике. Почему? Что есть образование, зачем мы вообще учимся? Не ради конкретных знаний, их можно получить из книг. Нет, высшее образование в большей степени учит учиться.
Дата публікації: 2018.03.05
Публікацію перенесено на новую страницу.
Statistics: 174