Реклама:
Родители чаще всего замечают проблему ребенка в раннем возрасте и не откладывают в долгий ящик решение этой проблемы, все меньше и меньше верят мифам о том, что «мальчики начинают говорить позже, чем девочки», «он еще маленький заговорит еще»...
В настоящие время число детей, которые не начинают овладевать речью в возрастные нормы значительно выросло и продолжает стремительно расти. Родители чаще всего замечают проблему ребенка в раннем возрасте и все чаще и чаще не откладывают в долгий ящик решение этой проблемы, все меньше и меньше верят мифам о том, что «мальчики начинают говорить позже, чем девочки», «он еще маленький заговорит еще», «все развиваются по-разному, не пришло время» или «надо отдать ребенка в детский сад – сразу заговорит, так как будет подражать говорящим детям». Поэтому, у психолога могут появится клиенты 1,5 – 2,5 лет. Перед психологом встает вопрос: «Как и чем я могу помочь неговорящему малышу?»
Я предлагаю Вашему вниманию свой опыт работы с такими клиентами. В своей работе я применяю педагогическую игровую песочницу. Работу с малышом провожу в несколько этапов.
При первом знакомстве с ребенком, который на первую встречу приходит с родителями, я наблюдаю за его поведением, взаимодействием с родителями, со мной (т.е. с другими взрослыми), обращаю внимание на его познавательною и игровую деятельность, на понимание, обращенной к ребенку речи, наблюдаю за его моторикой, речью, вниманием, настроением и т.д. При беседе с родителями узнаю, как ребенок взаимодействует со сверстниками, просит еду и воду, что умеет делать, овладел ли навыками опрятности. Если ребенок контактный, включает меня в игру на первой встрече, то могу ему показать песочницу и предложить потрогать руками песок, оставить на песке следы от рук, начинаю рисовать простые предметы (палочки, волны, круги и т.д.), слежу за умением ребенка подрожать моим действиям.
На этом этапе возможны различные виды игр. Такие как, игра с предметами для песка (лопатка, грабли, ведерко, пасочки, ситечко и т.д.), рисование на песке пальцами, руками, палочками, трубочками, с помощью трафаретов, совместное рисование, рисование с использованием предметов, рисование с подключением дыхания. На этом этапе идет движение от простого к сложному. Обязательно учитывается настроение ребенка, повторяются те игры, которые очень нравятся малышу. На этом этапе появляются первые звуковые обозначения предметов, осколки слов, простые слова, а затем словосочетания и даже короткая фраза.
На этом этапе ребенок накапливает пассивный словарный запас, слова переходят в активный словарь. Здесь может появится речь, ребенок начинает говорить предложениями, но из-за задержки развития речи имеет нарушения звукопроизношения и грамматического строя речи (Например, он говорит «мама пришел домой», «синяя мяч упала»). На этом этапе, использую игру показываю детям сказки на песке, создаем с малышом мандалы, ищем сокровища, изучаем лексические темы («Овощи», «Фрукты», «Животные», «Растения», «Транспорт») и т.д.
На этом этапе становится ясным какие познавательные способности (внимание, память, воображение или мышление) задержались или отстают в развитии. На этом этапе провожу коррекционную работу по развитию познавательных способностей с использованием игровой песочницы. Например, тренировка внимания и памяти – на песок выставляю 3-5 резиновые игрушки-зверюшки, одна из которых убегает, а ребенок должен ее найти. Для развития мышления – игра «Продолжи ряд». В песочницу кладу палочки в последовательности – «красная-желтая-красная-желтая», а ребенку предлагаю продолжить ряд. Упражнением на развитие воображения может быть игра «Расскажи, как подружились …». В песок кладу 3-5 любых предметов (карандаш, елку, дом, собаку, тележку) и предлагаю ребенку составить рассказ на заданную тему.
На этом этапе игровую песочницу можно использовать для обучения ребенка. Это может быть письмо, изучение общих понятий, букв, цифр, логические игры и т.д.
На этом этапе можно оценить уровень развития речи ребенка. Подключить другие психологические методики. Понять нужна ли помощь других специалистов и т.д.
Игровая педагогическая песочница является экологичным методом работы с детьми, имеет возможность развивать речь, моторику и познавательные способности ребенка. При работе с песком у ребенка улучшается настроение, снижается тревожность. Ребенок с удовольствием идет на встречу с психологом.
При работе с песком обязательно нужно исключить ситуации, когда нельзя применять этот метод, такие как аллергическая реакция на песок, раны и ссадины на руках ребенка, нежелание ребенка работать в песке. Психологу необходимо следовать за ребенком, быть доброжелательным, проявлять интерес к ребенку, быть внимательным и чувствительным к состоянию и настроению маленького клиента.
Кроме работы с ребенком можно применять игровую педагогическую песочницу для работы с его родителями в качестве обучающих встреч и по развитию прогрессивных методов воспитания.
Для меня метод игровой педагогической песочницы является универсальным, креативным и мягким для взаимодействия с ребенком. По- моему мнению, психологи могут этим методом помочь ребенку овладеть речью, особенно если они будут работать в команде таких специалистов как доктор психиатр детский, дефектолог, логопед, поведенческий терапевт. Плодотворная работа с такими специалистами и единомышленниками для меня в 2019 году вылилась виде написании книги вместе с коллегами Андреевой Оксаной (доктором психиатром детским) и Юлией Храмовой (логопедом, дефектологом) «77 чудес в сундучке: - арт-терапевтические техники в работе с особым ребенком». В этой книге на ряду с разными арт-терапевтическими техниками приведены техники игровой педагогической песочницы с неговорящими детьми.
У меня есть 100-% убеждение в том, что каждый психолог – это креативная личность, которая используя свои знания может оказать неоценимую помощь ребенку в запуске и развитии речи. А в случае применения на занятиях песочницы, сделать встречи с маленьким клиентом незабываемыми и интересными.
Полищук Юлия, председатель Общественной организации «Центр развития, коррекции, психиатрической, психологической, педагогической помощи для детей и взрослых «Территория развития»», член «Ассоциации детских и семейных психологов Украины», медицинский и социальный психолог, арт-терапевт, коррекционный педагог, логопед, тренер международных психологических фестивалей, ведущий специалист-психолог в консультативной группе «ТРИ КИТА» в Facebook, ведущая вебинаров и онлайн-встреч, организатор онлайн конференций, соавтор книги «77 чудес в сундучке: арт-терапевтические техники в работе с особым ребенком», соавтор авторской психологической ресурсной игры ««Дорога Мастера»: путь того, кто помогает детям».
Дата публікації: 2021.10.17
Statistics: 200