Реклама:
Общение с близкими и родными взрослыми является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребёнка.
Когда начинается детство и когда заканчивается? И как можно определить было ли оно счастливым?
Возможно, оно начинается, когда родился малыш, а может когда он начинает шагать и видеть других, а так же показывать себя окружающим. Кто даст ответы на эти вопросы. Наверняка наши родители, родители родителей, а так же и мы будем мучиться над вопросом, что сделать для ребенка, как его воспитать или как воспитать так, что бы потом он сказал: «Да у меня было счастливое детство!!!!!»
Спросите себя, что Вы помните из детства. Уверенна, многие скажут «Я плохо помню свое детство, смутные воспоминания». Можно вспомнить события, как Вы с мамой и папой гуляли и Вас катали на санках, так быстро, что было ощущение, вот-вот взлетишь, но было не страшно, ведь рядом были они, самые главные и важные люди в твоей жизни: Мама и Папа. Да, да, они как-то могут сделать так, что ты перестаешь бояться и становишься самым храбрым и сильным. Наверное, они волшебники. Так думают дети. И от родителей зависит, будут ли они доверять миру и верить в него и в себя или же нет.
Детство можно вспомнить по чувствам и эмоциям, ощущениям, которые возникают, когда ты о нем думаешь, когда пытаешься вспомнить, что было там…. А еще, ты можешь понять, было ли у тебя счастливое детство или нет, когда смотришь на своего ребенка и так же радуешься с ним. Понимаешь, как классно залезть в лужу, выпачкать руки в краску и порисовать на стене. Вместе с дочкой или сыном радуется и заливается от смеха твой внутренний ребенок, ты - маленький или ты – маленькая.
Как правило, родители, стремятся воспитывать своих малышей «правильно». Но часто сталкиваются с тем, что не знают, как это «правильно». Кого слушать, что читать? И они находятся в растерянности, стараясь и тратя много сил, эмоций, чувств на создание счастливого детства для своего любимого чадо.
Так как же можно помочь ребенку вынести из детства только счастливые моменты? И многие родители находят единственный ответ – сделать его жизнь “безупречно” счастливой, но часто сталкиваются с реальностью. Родители не могут создать идеальной среды, не могут стать идеальными родителями, так как вокруг есть еще и окружающий мир, который диктует свои правила и нормы. Например, даже ситуация того, что мама вынуждена уйти на какой-либо период из дома, для большинства малышей любой уход мамы – это повод для тяжелых негативных эмоций, для переживания потери. Ведь, малышу всегда мало маминой любви, потребность в ней велика, а значит – есть постоянная угроза негативных переживаний. Лишь очень постепенно ребенок учится справляться с ними.
Родительская любовь находится среди двух противоположных чувств. С одной стороны – это безграничная любовь к своему ребенку и порой полное растворение в нем, с другой – объективное отстранённо-оценочное отношение, как должно быть, как ему стоит делать, что не надо говорить и как малыш себя должен вести. Бывает так, что этих запретов и ограничений становиться много для маленького ребенка и ему сложно с ними справиться. Родители находятся перед дилеммой – безусловной и условной любви к ребенку.
Качественные различия между безусловной и условной любовью можно «распределить» между двумя родителями. С образом матери обычно связывают безусловную любовь, а именно нежность, принятие и понимание чувств малыша, мама знает и чувствует, что ребенку необходимо и создает ощущение безопасности и доверие к миру. Образ отца традиционно несёт жёсткость, требовательность, папа устанавливает границы дозволенного и запретов; любовь отца даётся не просто так, а за определённые достижения и поступки, т.е. её нужно заслужить, как награду, как стимул для собственного роста. В настоящее время это «распределение» не соответствует действительности в силу социальных обстоятельств. Возможно, родителям стоит помнить, когда от ребенка требуют определённого поведения и оценивают его умения и это происходит постоянно, то это уже не родительская любовь, а целенаправленное обучение. Но и бесконечная любовь без определенных требований и запретов создает в дальнейшем большие сложности, как для ребенка, так и для самих родителей.
Где же выход? Выход, на мой взгляд, заключается в том, что бы понимать и принимать своего малыша таким, какой он есть, помнить, что, несмотря на то, что вы родные и близкие люди, все равно разные. У каждого свой характер и свои желания. Важно, ориентироваться родителям не только на свои представления и ожидания, а так же на своего ребенка.
Одним из важных периодов развития ребенка, можно сказать «фундаментом» его будущего «дома жизни» является дошкольный возраст. Это возраст когда ребенок еще привязан к маме, папе, бабушке и дедушке. Малыш еще не умеет скрывать свои чувства и справляться со своими желаниями, как взрослый. И важно помнить, дошкольник отличается от взрослых - у него только происходит психическое развитие и становление личности. Возможно, многие трудности во взаимоотношениях между родителями и маленькими детьми, а также ошибки воспитания связаны с тем, что взрослым сложно понять, что происходи и как развивается ребенок на том или ином возрастном этапе. И часто предъявляют требования, которые не соответствуют и ребенку сложно их понять и выполнить. А также, родителям ребенка дошкольного возраста стоит помнить, что жизнь у него происходит преимущественно в настоящем времени. Сознание не направлено в будущее и не учитывает прошлого. Малышу сложно понять будущую перспективу и выгоду. Все события и чувства, которые они вызывают, происходят ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС. Просто в такие моменты родителям важно понять желания и чувства ребенка и попробовать обозначить их для самого малыша.
Еще хотелось бы обратить внимание, что наверняка, многие родители ловили себя на том, что раздражаются от медлительности малыша и погружённости в какие-то бессмысленные, с их точки зрения, занятия. Сколько проблем и конфликтов связано с тем, что ребёнок невыносимо долго одевается, или долго ест, хотя мог бы сделать это гораздо быстрее. Родителям всегда некогда - они торопят, подгоняют детей, приводят стимулирующие или устрашающие доводы (не будешь есть – не вырастешь, не оденешься – гулять не пойдём и пр.) Но для маленького ребёнка все эти доводы не работают. Он может повторять все это снова и снова, получая потом наказание. И делает ребенок не наперекор родителям, а потому, что он увлечен и получает удовольствие от того, что делает здесь и сейчас.
Воображение играет в жизни ребёнка большую роль. У ребенка нет четкой границы между воображаемым и реальным миром. Дети верят в то, что придумали. Переживания, которые вызываются воображаемыми событиями, для них совершенно реальны и значительно сильнее, чем у взрослых. Наверняка, родители замечали, что их малыш реагирует на мультик или на сказку, когда злой волшебник обижает или причиняет зло кому-то доброму и этот герой любим ребенком. Ребенок будет переживать, и плакать вместе со своим любимым героем.
Повышенная эмоциональность воображаемых событий – важная отличительная черта дошкольника.
Придуманные персонажи несут для ребенка личную значимость и большинство из них основаны на стремлении быть похожим на некоторый идеальный образ взрослого.
Ещё одна важная особенность дошкольника – необычайная гибкость, пластичность и открытость всему, что он воспринимает вокруг. Поэтому предпочтения детей быстро меняются и крайне неустойчивы. Сейчас он больше всего хочет катать машинку, буквально через несколько минут строить из кубиков, а потом – просто бегать по комнате. Поэтому рассчитывать на самостоятельный сознательный и ответственный выбор ребёнка не приходится. Это опять же трудно представить взрослому человеку.
В то же время, несмотря на гибкость и открытость, в некоторых вещах дети демонстрируют непонятный для взрослых консерватизм и стремление к постоянству. Особенно это заметно в сказках или в предпочтениях какой-то одной игрушке. Родители удивляются, тому, что ребенок требует читать одну и ту же сказку несколько раз и ни в коем случае не менять ход событий и персонажей. Для дошкольника важна предсказуемость, он знает, что будет дальше и это дает ощущение безопасности, стабильности и целостности внутреннего и внешнего образа мира. Всё новое входит в жизнь и сознание ребёнка постепенно, мелкими шагами.
Общение с близкими и родными взрослыми является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребёнка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения и пр. Общение со взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет его жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. Чем меньше ребенку лет, тем большее значение имеет взаимосвязь и общение с родителями.
"Имаго" - центр психологии
Дата публікації: 04.05.2010
Публікацію перенесено на новую страницу.
Statistics: 222