Реклама:
The End Test Serpzilla
Я расскажу о своем опыте работы с девочкой А., у которой был поставлен диагноз – селективный мутизм
Если к Вам приходил на консультацию ребенок, который не говорил с Вами как бы Вы не пытались с ним наладить коммуникацию, а при этом родители рассказывали о том, что дома ребенок общительный и веселый, тогда моя статья для Вас. Я расскажу о своем опыте работы с девочкой А., у которой был поставлен диагноз – селективный мутизм, которой я проводила коррекцию арт-терапевтическими техниками.
Селективный мутизм (СМ) – это расстройство, характеризующееся постоян¬ной неспособностью говорить в определенных условиях (например, детском саду, школе), несмотря на сохранённую способность нормально говорить в других ситуациях (например, дома). Мутизм ( от лат. Mutus – немой) – это полное или частичное отсутствие речевого общения с окружающими при сохранной способности говорить и понимать речь. При селективном мутизме ребенок, владеющий навыками речи и понимающий речь других людей, отказывается разговаривать с определенными людьми в определенных ситуациях или в определенной социальной обстановке. Отсутствие речевого контакта сильно мешает детям в развитии академической, образовательной и социальной успеваемости. В МКБ-10 мутизм включен в главу 10 «Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся в детском и подростковом возрасте», входит в раздел «Расстройство социального функционирования с началом в детском и подростковом возрасте (F94.0).
Термин «селективный (элективный) мутизм был впервые предложен в 1934 году швейцарским детским психиатром Морицом Трамером. Он описал случай мутизма у семилетнего мальчика, который не говорил в школе, хотя нормально разговаривал дома. В литературе можно встретить разные термины «селективный мутизм», «элективный мутизм», «избирательный мутизм», «парциальный мутизм», «добровольный мутизм», «психогенный мутизм», «ситуационно-обусловленный мутизм», «характерологический мутизм», «речевая фобия», «немота без глухоты».
В основе селективного мутизма лежит сильная тревога ребенка. Тревога – субъективное неприятное эмоциональное состояние: чувство неопределенности, ожидания плохих событий, трудноопределимые предчувствия. Поэтому, детям страдающим селективным мутизмом обязательно необходима помощь со стороны детского психиатра.
С разрешения родителей я опишу схему работы с девочкой А., 6 лет страдающей селективным мутизмом.
Родители девочки А. обратились ко мне, рассказав, что через полгода девочка будет идти в 1-й класс школы. Поэтому, девочка А., которая посещала детский сад, стала ходить на занятия по подготовке к школе к своей будущей учительнице. После нескольких занятий учительница обратила внимание родителей на отсутвие коммуникации девочки А. в виде речи и замены ее на жесты, избегания взглядов глаза в глаза, отсутствие желания сидеть и работать вместе с другими детьми. Девочка А. почти не двигалась, сидела на своем месте без лишних движений. Хотя учительница выяснила, что девочка умеет читать, считать, хорошо рисует и выполняет логические задания. Это поведение девочки А. было для родителей девочки удивительным, так как дома она разговаривала с родными, была веселой и очень активной. Как выяснилось позже, в детском саду девочка становилась очень спокойной, молчаливой и не активной. И такой вариант поведения ребенка очень устраивал персонал детского сада, так как девочка не доставляла им ни каких хлопот, была очень послушной и тихой.
Для коррекционной работы с девочкой А. я использовала такую схему:
Обследование детским доктором психиатром. Я рекомендовала родителям девочки А. получить консультацию доктора психиатра детского. Девочке А. была назначена медикаментозная терапия.
Знакомство с ребенком и его семьей. На этом этапе я применяла активное слушание, наблюдение за девочкой, мамой, папой. Мама девочки была очень тревожной. Отец не считал, что у дочки есть какие-то проблемы, не поддерживал действия жены. Девочка А. не говорила, не шевелилась (сидела на стуле как статуя), держалась за мамину руку, опустив голову, лицо не выражало ни каких эмоций, нередко девочка нервно вздрагивала, не хотела оставаться со мной наедине.
Установление контакта с ребенком. На протяжении 5-ти встреч я играла с девочкой А. с использованием ящика с песком для песочной терапии. Я предложила девочке построить звериный детский сад в песке. Для выбора животных-игрушек, которые должны были находиться в детском саду, девочка А. стала жестами (кивком головы) соглашаться или отказываться от помещения зверей в песок. На 3-м занятии девочка А. жестами сама просила играть в песочный детский сад и уже сама, без помощи психолога выбирала зверей для игры.
Формирование авторитета психолога, снятие тревожности, поиск интересов ребенка. На этом этапе (10 встреч) я применяла игротерапию. Я предлагала девочке А. играть в различные настольные игры «Ходилки», «Мемо», «Башню», «UNO» и другие. Если девочку игра увлекала, то иногда она забывала о своем молчании и говорила мне, разные фразы («ты играешь не по правилам», «надо делать по-другому», говорила, чей следующий ход). Моя реакция на слова девочки была такой, будто бы ничего не обычного не происходит. Когда девочка не замечала, что она проговорилась, игра шла в обычном режиме. Если же девочка А. замечала свою «оплошность», она замолкала и ее лицо искажала злобная гримаса, которая была похожа на судороги. На этом этапе девочка начала говорить со мной шепотом.
Применение эмоциональной техники для ребенка. Этот этап занял 3 встречи. Я решила применить мультфильмотерапию, сказкотерапию. Я рассказала своей клиентке девочке А., что знаю историю девочки Элизы, которая вынуждена была молчать для того, чтобы спасти своих заколдованных братьев. Я предложила девочке А просмотреть мультфильм «Дикие лебеди» (советский рисованный мультипликационный фильм 1962г. по одноименной сказке Ганса Христиана Андерсена). Девочка очень нервно отнеслась к просмотру мультфильма, часто просила прервать просмотр. Затем просила снова включать мультфильм, просила играть в песке. В конце 3-й встречи девочка говорила со мной в полный голос короткими фразами. Она задавала мне вопросы по сказке. Я отвечала на вопросы.
Сказка «Дикие лебеди» стала эмоциональным прорывом в коррекционной работе с девочкой А.
Коррекционная работа: адаптация ребенка к среде, в которой ему необходимо проявлять коммуникативные навыки. Этот этап занял 5-встреч. К этому этапу девочка А. уже говорила со мной. Была очень спокойной, мало эмоциональной, но контактной. На этом этапе девочка А. рассказала мне, что она боится идти в школу, так как ее пугает новое помещение, дети, новый статус школьницы. На этом этапе мы играли в лесную школу, строили здание школы на песке, проводили лесные уроки, где девочка А. всегда была учительницей.
Подведение итогов (1 встреча). Коррекционная работа с девочкой А., страдающей селективным мутизмом заняла 25 встреч. Была завершена по исчезновению признаков мутизма, появлением коммуникативных навыков и с началом обучения девочки в 1-м классе школы.
В течении всего психологического коррекционного процесса девочка А. была на сопровождении и медикаментозном лечении доктором психиатром детским, которая была прекращена в конце терапии. Была проведена психологическая консультация родителям девочки, на которой они получили рекомендации. Я так же предложила маме девочки А. поговорить с будущей учительницей дочки о том, чтобы она провела ей экскурсию по школе, чтобы снять тревожность, связанную с новым, незнакомым для нее помещением Учительница воспользовалась моей рекомендацией и разрешила маме побывать на экскурсии по школе вместе с девочкой, что усилило эффект мероприятия. В заключительной встрече с девочкой я обратила ее внимание на ее сильные стороны. Девочка А. рассказала мне, что ей интересно пойти в школу и получить новые знакомства.
Девочка А. пошла в 1-й класс школы и я ничего не знала о ней. Через полгода я случайно встретила маму моей клиентки на улице, которая рассказала мне о том, что у ее дочки все хорошо складывается в школе, обучение проходит на положительном эмоциональном фоне, девочка разговаривает с учительницей и одноклассниками. В сентябре, когда она пошла в школу, она познакомилась с одноклассницей, у которой были подобные проблемы с общением. Моя клиентка очень быстро вычислила эту девочку, стала ее подругой и смогла помочь ей адаптироваться в новых обстоятельствах. Девочка А. стала психотерапевтом для своей подруги. И это оказалось самым удивительным в истории девочки А.
Полищук Юлия, председатель Общественной организации «Центр развития, коррекции, психиатрической, психологической, педагогической помощи для детей и взрослых «Территория развития»», член «Ассоциации детских и семейных психологов Украины», медицинский и социальный психолог, арт-терапевт, коррекционный педагог, логопед, тренер международных психологических фестивалей, ведущий специалист-психолог в консультативной группе «ТРИ КИТА» в Facebook, ведущая вебинаров и онлайн-встреч, организатор онлайн конференций, соавтор книги «77 чудес в сундучке: арт-терапевтические техники в работе с особым ребенком», соавтор авторской психологической ресурсной игры ««Дорога Мастера»: путь того, кто помогает детям».
Дата публікації: 2021.10.26
Statistics: 121