Google информирует:
Если Вы сами чувствуете, что не достаточно хорошо справляетесь с ситуацией и не знаете, как помочь себе и своему ребенку можно предположить, что процесс адаптации проходит с осложнениями и, возможно, Вашей семье необходима помощь специалиста.
"Имаго" - центр психологии
О значимости и сложности периода, связанного с адаптацией ребенка в школе, имеется достаточно психологической и педагогической информации. Именно в эти первые месяцы начинают формироваться те системы отношений ребенка с миром и самим собой и устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, а также базовые установки, которые в существенной мере определят в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде.
В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным. Важно, чтобы это приспособление было осуществлено ребенком без серьезных внутренних потерь, ухудшения самочувствия, настроения, самооценки.
Период адаптации к школе подразделяется на два этапа: первичная адаптация – период, длящийся первое полугодие обучения в школе и окончательная адаптация, которая завершается по окончании первого года обучения.
К школе адаптируется не только сам первоклассник, но и вся его семья, так как появляется необходимость общения с новыми для себя системами: школа и родители одноклассников. Семье необходимо ответить для себя на ряд вопросов: Как помогать ребенку с выполнением домашних заданий? Кто должен это делать? Как относится к школьным оценкам? Чего следует ожидать от ребенка в школе, дома? Какова мера участия родителей в жизни класса, школы? Согласны ли родители между собой в том, как и что они будут требовать от ребенка? Каким образом можно оказывать ребенку поддержку в период адаптации? От того, насколько удается договориться по этим и многим другим вопросам, зависит успешность прохождения семьей этого жизненного этапа. Семья может стать опорой и поддержкой для ребенка, а иногда дополнительным стрессогенным фактором.
Чтобы родителям самим понять, как проходит процесс адаптации их ребенка необходимо ответить для себя на такие вопросы:
Если на большинство вопросов Вы смогли дать положительный ответ и учитель в школе, в общем, удовлетворен тем, как ребенок относится к школе и его успешностью, то можно говорить о том, что процесс адаптации к школе проходит успешно. В случае если большинство ответов отрицательные, и Вы сами чувствуете, что не достаточно хорошо справляетесь с ситуацией и не знаете, как помочь себе и своему ребенку можно предположить, что процесс адаптации проходит с осложнениями и, возможно, Вашей семье необходима помощь специалиста.
Федорец Ольга Владимирова, психолог, семейный психотерапевт.
Психотерапия в Днепропетровске