Автор статьи

Васнецова Ольга Борисовна
врач-гигиенист ДеHTiM-A

РАБОТА "В ЧЕТЫРЕ РУКИ"

Сегодня вопросы организации стоматологической помощи населению приобретают все большую актуальность, так как вполне очевидно возникла проблема поиска путей повышения производительности труда врачей-стоматологов. Это связано с сокращением реального финансирования стоматологической помощи со стороны государственных структур. Нехватка квалифицированных врачебных и медсестринских кадров стала проблемой как для государственных учреждений, так и для коммерческих структур. Дело в том, что работая в государственном учреждении, стоматолог на фоне слабого материально-технического снабжения не в состоянии полноценно исполнить медицинскую технологию, и он стремится работать в различных коммерческих отраслях стоматологии, где он может реализоваться как специалист более полноценно, вследствие большей их оснащенности.

В настоящее время амбулаторная стоматологическая помощь в нашей стране оказывается:

  • специализированными стоматологическими поликлиниками
  • стоматологическими отделениями в общемедицинских учреждениях
  • стоматологическими кабинетами
  • частными стоматологическими клиниками и кабинетами

В последние годы, особенно за рубежом, в практику врачей-стоматологов стала активно внедряться система работы "в четыре руки", т.е. один врач плюс одна медсестра около кресла с пациентом. Использование помощника стоматолога в данном случае не только способствует увеличению производительности труда врача, но и существенно повышает качество проводимого лечения. Согласно существующим штатным нормативам, одна медсестра полагается на одну должность стоматолога, работающего на хирургическом приёме. На две должности - на детском терапевтическом, и на три должности - на терапевтическом и ортопедическом приемах.

По данным ВОЗ и Международной Федерации Стоматологов (FDI) в семидесятых годах на каждого стоматолога приходилось вспомогательного персонала (без зубных техников и санитаров ) в ФРГ - 1.28, в Англии - 1.19, в Норвегии - 1.02, В США каждому стоматологу в работе помогает в среднем 1.3 помощников, в том числе около 2% врачей пользуются услугами трех помощников и 10% имеют по два помощника; даже при таких показателях определяется нехватка в США во вспомогательном персонале в 30 - 40%, предполагает соотношение вспомогательного персонала и стоматологов как 3:1. В настоящее время такой уровень достигнут в Швеции.

Простое численное увеличение вспомогательного персонала само по себе не может существенно повысить эффективность работы стоматологов. Существует прямая зависимость эффективности работы врача от квалификации вспомогательного персонала, т.е., фактически, от уровня его подготовки. По мнению экспертов ВОЗ, следует уделить внимание подготовке высококвалифицированного персонала, работа которого под непосредственным руководством и наблюдением стоматологов, позволит значительно увеличить объем помощи. Эффективность работы стоматолога, работающего с медсестрой, на 50% выше, чем у стоматолога, работающего без медсестры.

Современная наука и техника вооружила врачей эффективными методами лечения и профилактики стоматологических заболеваний, новейшей техникой, инструментарием, материалами. Использование этих достижений предъявляет все более высокие требования к квалификации работающих с ними специалистов. Использование новых методик лечения, лечебно - диагностической аппаратуры требует значительного времени для их использования, в результате чего врач вынужден передавать часть функций, ранее выполняемых им самим, медсестрам.

Исследования, проведенные учеными, показали, что стоматологи затрачивают на выполнение вспомогательных манипуляций, которые можно было бы передать медсестрам, в среднем от 25 до 40% своего рабочего времени. Помощник врача-стоматолога называется ассистентом.

По характеру деятельности ассистентов врача стоматолога можно объединить в две группы:

  • выполняющие лечебно - профилактические манипуляции в полости рта больного (стоматологический гигиенист)
  • помогающие стоматологу осуществить лечебно - профилактическую работу, но не имеющие прямого доступа к полости рта больного (прикресельные ассистенты)

По имеющимся литературным данным, подготовка вспомогательного стоматологического персонала за рубежом длится от одного года до четырех лет. Различие в сроках подготовки объясняется разной квалификацией выпускаемых специалистов, а также уровнем организации стоматологической помощи в конкретной стране.

Несмотря на наметившийся прорыв в области стоматологической информации (периодические издания, организация и проведение конференций, курсов и съездов врачей-стоматологов, различных специализированных выставок), средства массовой информации не уделяют вопросу подготовки ассистентов врача-стоматолога должного внимания.

В медицинских училищах для специальности "медицинская сестра" предмет "стоматология" не преподаётся, а лишь уделяется внимание при изучении терапии, хирургии, педиатрии некоторым темам. Более того, в курсах "сестринское дело" (мед. училище) и "клиническое медсестринство в стоматологии" (медсестринский бакалаврах) сестринские (ассистентские) манипуляции вообще не рассматриваются. Поэтому, когда принимаются на работу медсестры, даже с большим опытом, стажем работы в медицинских организациях и квалификационной категорией, возникают сбои. Даже медсестры, знающие и выполняющие свою работу на отлично в стоматологических поликлиниках (не говоря уже о медсестрах, работающих в отделениях хирургического или терапевтического профиля), не могут понять, что от них требуется при работе в современных стоматологических кабинетах и клиниках. На только что устроившихся медсестёр, обрушивается поток новой информации в виде различных названий медикаментов, приспособлений, оборудования, не говоря уже о стоматологической терминологии. Более того, зачастую, медсестры не умеют работать на компьютерах, которыми оснащены современные стоматологические клиники, и нужно потратить время, а не редко и средства на их обучение и переквалификацию.

Всё вышеперечисленное очень сильно тормозит темп и сбивает график работы стоматологических клиник, где запись пациентов очень плотная и точная по времени. А таких клиник становится с каждым месяцем всё больше.

В связи с этим, у специалистов нашей клиники и возникла идея написания цикла статей, цель которых - помочь медсестрам познакомиться с работой ассистента врача-стоматолога в современных условиях.

При подготовке статьи были использованы материалы монографии В.В.Садовского "Стоматология в 4 руки"